Урок 22
12 кандзи, 32 слова на закрепление.
22-й урок по кандзи вроде бы должен продолжать 21-й урок, и иметь похожую тему: знаки с сильными опорными словами, которые читаются по онам. Однако иероглифы, представленные тут, довольно универсальны, и часто встречаются и за пределами этих самых сильных опорных слов. У многих есть хорошие кунные глаголы. Во второй части урока можно выделить подтему «названия наук».
1. «Политика» 政. Кунное чтение отсутствует, онное чтение セイ. Сильное опорное слово, о котором я говорил во вступлении к уроку, «политика» 政治 (せいじ), также хорошее слово «правительство» 政府 (せいふ). Это пожалуй два самых распространённых применения данного кандзи.
2. Следом идёт второй знак из слова 政治, а именно «управлять» 治. У данного кандзи есть ещё и второй смысл: «лечить», и целый ворох кунных глаголов, давайте с ними разбираться. 治まる (おさまる) лечиться, излечиваться (болезнь), успокаиваться (ситуация в стране); 治める (おさめる) тоже самое, что и предыдущий, только переходный, т. е. лечить, излечивать, успокаивать, управлять; 治る (なおる) выздоравливать; 治す (なおす) излечивать, делать так, чтобы болезнь прошла. Онное чтение у знака ジ. 政治家 (せいじか, политик), 明治 (めいじ, эпоха «Мэйдзи»).
3. «Проходить» 経. Кунное чтение, это же глагол «проходить, заканчиваться», 経る (へる). Онное чтение ケイ. Кандзи в основном используется в слове 経済 (けいざい, экономика).
4. Далее второй знак из слова 経済, «заканчиваться» 済. Имеется два кунных глагола: 済む (すむ, заканчиваться) и 済ます (すます, заканчивать). Онное чтение サイ (ザイ), которое встречается почти всегда в привязке к слову «экономика» и производным от него. 経済学 (けいざいがく, экономическая наука).
5. Кандзи «карьера» 歴 (не в смысле карьера в компании, а скорее в смысле биография, послужной список, что было). Кунное чтение отсутствует, онное чтение レキ. Сильное опорное слово 歴史 (れきし, история).
6. Второй знак из сочетания 歴史, «история» 史 (в смысле история как наука). Кунное чтение отсутствует, онное чтение シ. Помимо самого слова «история» 歴史, можно запомнить например 日本史 (にほんし, история Японии).
7. Знак «воспитывать» 育, есть два кунных глагола 育つ (そだつ, расти, воспитываться) и 育てる (そだてる, растить, воспитывать). Онное чтение イク. Два хороших опорных слова: 教育 (きょういく, образование) и 体育 (たいいく, физкультура).
8. «Превращаться» 化. Кунное чтение, это же глагол «превращаться, изменяться», 化ける (ばける). Онное чтение カ. Опорное слово — наука о превращениях веществ, а именно химия 化学 (かがく).
9. Далее идёт очень важный, очень частый кандзи, который я люблю записывать как «логика» 理. Кунное чтение отсутствует, онное чтение リ. Встречается во многих словах, давайте я дам парочку хороших: 物理 (ぶつり, физика (логика вещей!)), 料理 (りょうり, готовка, еда), 理由 (りゆう, причина).
10. Следующий кандзи имеет значение «отделение, ветвь» 科, однако часто используется для обозначения каких-то наук, предметов, разделов наук. Кунное чтение отсутствует, онное чтение カ. Запомните слово 科学 (かがく, наука в целом, не путать с химией!), и 教科書 (きょうかしょ, учебник).
11. «Число, количество» 数. Кунное чтение, это же глагол «считать» 数える (かぞえる), и существительное «число, количество» 数 (かず). Онное чтение スウ, опорное слово, наука о числах, или «математика» 数学 (すうがく).
12. Последний в этом уроке, кандзи «медицина» 医. Кунное чтение отсутствует, онное чтение イ. Опорные слова, всем знакомый «врач» 医者 (いしゃ) и «медицина (как наука)» 医学 (いがく).