10 кандзи, 16 слов на закрепление.

Пятый урок по кандзи несёт основным мотивом мысль, что зачастую новые кандзи — это сочетания уже знакомых вам более простых знаков. Я буду помимо прочего говорить, что с чем мы соединили, чтобы получить новый кандзи. Часто задают вопрос — получается, что если кандзи, есть сочетание двух других, то по смыслу «родителей» можно догадаться о значении нового кандзи, или это не так? Это скорее не так, это всё придумывалось очень давно, и иногда такие «смысловые» сочетания дают отборный бред, но бывает, что сочетания довольно забавные, и действительно помогают запомнить новый кандзи. Самый стандартный пример — кандзи отдыхать. Он состоит из человека и дерева. Человек рядом с деревом — очевидно он прильнул и отдыхает. Ещё один важный момент: некоторые знаки немного упрощают, когда они входят в состав других кандзи, это зачастую связано с тем, что полный вариант трудно уместить в одном квадратике с другим знаком.

1. «Светлый» 明 состоит из кандзи «солнце» 日 и «луна» 月. Кунное чтение этого знака あかるい (明るい), что есть прилагательное светлый. Онное чтение メイ, может встречаться в словах в значении светлый, ясный, понятный, однако пример я, как и учебник, давать не буду.

2. «Отдыхать» 休 состоит из кандзи «человек» 人 и «дерево» 木. Кунный глагол やすむ (休む) отдыхать. Онное чтение キュウ, опорное слово 休日 (きゅうじつ, выходной).

3. «Тело» 体 состоит из кандзи «человек» 人 и «источник» 本. Основа человека — это тело! Этот кандзи можно часто увидеть в словах, связанных с нашим телом. Кунное чтение 体 (からだ, тело). Онное чтение タイ, слово на закрепление 体育 (たいいく, физкультура).

4. «Любить» 好 состоит из кандзи «женщина» 女 и «ребёнок» 子. Настоящая любовь — это родительская любовь. Кунное чтение 好き (すき, любимый). Онное чтение コウ, слова на запоминание учебник не даёт, и я тоже не буду забивать вам голову.

5. «Мужчина» 男 состоит из кандзи «сила» 力 и «рисовое поле» 田. Мужчина — тот, кто работает на поле, применяет свою силу. Кунное чтение 男 (おとこ, мужчина). Онное чтение ダン, слово на запоминание 男子学生 (だんしがくせい, студент мужского пола).

6. «Лес» 林 состоит из двух «деревьев» 木. Если внимательно посмотрите, то увидите, что у дерева, которое в левой части знака, нижняя ветка чуть не дорисована, чтобы не накрывать ветку рядом стоящего второго дерева. Знак не особо часто встречается, видимо он в этой уроке, просто как пример составного кандзи. Стоит запомнить само слово лес 林 (はやし).

7. «Роща» 森 состоит из трёх «деревьев» 木. Опять же, все три дерева нарисованы немножко по-разному, чтобы всё вместе смотрелось красиво. Верхнее дерево растянуто, левое дерево с не дорисованной ножкой. Этот кандзи, как и предыдущий, тоже редкий гость в словах. Кунное чтение 森 (もり, роща). Также, просто ради шутки, давайте запомним слово на онные чтения двух видов «лесов» 森林 (しんりん, его можно перевести тоже как лес!).

8. «Промежуток» 間 состоит из кандзи «ворота» 門 и «солнце» 日. Тут уже логика составления кандзи хромает, типо кто-то увидел заходящее солнце в промежутке между воротами… Кандзи довольно часто используется в совершенно различных словах. Кунные чтения あいだ (промежуток) и ま (тоже промежуток!), что использовать, зависит от конкретного предложения и слова. Например есть хороший глагол — успевать 間に合う (まにあう). Онное чтение カン тоже используется, тоже часто, опорное слово 時間 (じかん, время).

9. «Суходольное поле» 畑 состоит из кандзи «огонь» 火 и «заливное поле» 田. Этот кандзи также включён в урок, просто как пример составного. Запомнить стоит лишь само слово суходольное поле はたけ (畑). Да, для тех, кто не знает, обычное поле в представлении японцев — это заливное поле, то есть рисовое. Обычное же поле в нашем представлении японцы называют суходольным.

10. «Скала» 岩 состоит из кандзи «гора» 山 и «камень» 石. Тут все довольно просто, каменная гора, есть скала. Кандзи не частый гость в словах, в основном используют само слово скала いわ (岩).

Ещё раз хочу отметить, что такое сложение по смыслу, в этом уроке получается, только потому что подобраны такие кандзи. Обычно разложение по смыслу составляющих элементов даёт какой-то бред. Не стоит на это рассчитывать сильно.