Урок 6
10 кандзи, 19 слов на закрепление.
Шестой урок по кандзи пытается рассказать нам про знаки, которые получились из картинок. То есть человек видит что-то перед собой, пытается это нарисовать, и «оквадратить». Зачем кандзи делать квадратными? Я слышал, что это связано с тем, что рисовали раньше на шелке, а рисовать по шелку удобно только либо вдоль, либо против волокн. Нарисовать круг затруднительно. Я не буду тут приводить картинки, из которых как-бы получились наши кандзи, оставим это вашему воображению. Отмечу только, что большинство из этих кандзи довольно простые, и смысл у них простой.
1. Первый кандзи в этом уроке «глаз» 目. Кунное чтение め, это же и есть само слово «глаз». Онное чтение モク. Помимо основного значения «глаз», этот кандзи иногда используется в значении «пункт». Допустим, пункт в повестке дня. Хорошее опорное слово 目次 (もくじ, оглавление, содержание).
2. Далее идёт кандзи «ухо» 耳. Кунное чтение みみ, это же и есть само слово «ухо». Онное чтение ジ. Опорное слово 耳鼻科 (じびか, отоларингология).
3. Следующий кандзи «рука» 手. Наверно самый часто используемый кандзи из этого урока. Помимо основного значения, кандзи 手 используется для указания профессий, умений, способов что-то делать. Кунное чтение て, это же слово «рука». Онное чтение シュ. Опорное слово 手紙 (てがみ, письмо (рука+бумага)). Также запомните два важных исключения 上手 (じょうず, умелый (высокая рука)), и 下手 (へた, неумелый (низкая рука)).
4. Кандзи «ноги» 足. Имеет также значение «хватать». Кунное чтение для «ног» あし, кунное чтение для глагола «хватать» たりる (足りる). Онное чтение ソク, используется например в счетном суффиксе пар обуви и носков 二足 (にそく, две пары).
5. Кандзи «дождь» 雨. В основном это дождь и виды дождя. Кунное чтение あめ, это же слово «дождь». Ничего другого запоминать не надо.
6. Кандзи «бамбук» 竹. Опять же, в основном это бамбук. Кунное чтение たけ, это же слово «бамбук».
7. Кандзи «рис» 米. Хотелось бы сказать, что это только рис и всё, однако у этого кандзи есть ещё одно интересное применение. Чтобы записывать некоторые пришедшие в Японию понятия, названия, иногда этим понятиям присваивают кандзи. По каким соображениям? Ну как захотят. Например кандзи «рис» используется для обозначения Америки. Есть легенда, что японцы, впервые увидев американцев, были поражены белизной их зубов. Кунное чтение こめ, это же слово «рис». Онное чтение для обозначения Америки ベイ, онное чтение для обозначения различных сортов риса マイ. В качестве опорного слова возьмём 南米 (なんべい, Южная Америка).
8. Кандзи «ракушка» 貝. Один из самых бесполезных кандзи, кроме слова «ракушка» かい нигде его не встречал.
9. Кандзи «камень» 石. В основном камень и связанные с ним понятия (различные породы камня, скалы и т. д.). Кунное чтение いし, это же слово «камень». Онное чтение セキ. Опорное слово 石油 (せきゆ, нефть (каменное масло)).
10. Последний в этом уроке кандзи «нитка» 糸. Тоже не частый гость в словах. Запомните просто само слово «нитка» いと.
Хочется отметить, что представление кандзи как рисунков есть хорошая легенда, чтобы понять откуда это всё пошло. Однако большинство кандзи всё-таки сложно вообразить каким-то предметом, который нарисовали.