Урок 18
Основные слова
できます мочь, уметь [2-е спряж.]
あらいます 洗います мыть, стирать [1-е спряж.]
ひきます 弾きます играть на муз. инструментах [1-е спряж.]
うたいます 歌います петь [1-е спряж.]
あつめます 集めます собирать, коллекционировать [2-е спряж.]
すてます 捨てます выбрасывать [2-е спряж.]
かえます 換えます менять [2-е спряж.]
うんてんします 運転します водить машину [3-е спряж.]
よやくします 予約します заказывать, бронировать [3-е спряж.]
ピアノ пианино
げんきん 現金 наличные деньги
しゅみ 趣味 хобби, увлечение
にっき 日記 дневник
「お」いのり 「お」祈り молитва
かちょう 課長 начальник отдела (небольшой начальник)
ぶちょう 部長 начальник департамента (средний начальник)
しゃちょう 社長 начальник фирмы, президент (большой начальник)
どうぶつ 動物 животное
うま 馬 лошадь
インタネット интернет
とくに 特に особенно
なかなか никак (употребляется с отрицанием, никак не получается, никак не выходит и т. д.)
ぜひ обязательно, непременно
Основная грамматика
1. Глагольная основа на う (словарная форма глагола)
Сегодня разговор снова про глаголы и глагольные основы. В этот раз познакомимся, пожалуй, с самой важной из глагольных основ, — основой на う, или третьей основой, с помощью которой можно получить словарную форму глагола. Для начала расскажу, что такое словарная форма глагола. Словарная форма глагола — это то, как глагол записан в словаре японского языка. То есть стандартная изначальная форма глагола. ます-форма глагола к которой вы привыкли на самом деле не является стандартной, — это форма нейтрально вежливого стиля, который используется, чтобы не нагрубить собеседнику по случайности. Словарная же форма глагола это такой глагол в вакууме, без улучшений и накруток. Словарная форма глагола может использоваться и сама по себе (в разговорном японском к примеру) и как часть других грамматик (примеры подобных грамматик будут в данном уроке). Давайте разберёмся, как получить 3-ю глагольную основу и как из неё будет получаться словарная форма глагола.
1) Для глаголов первого спряжения
Берём глагол в обычной ます-форме, отбрасываем ます, мы получаем так называемую 2-ю основу или основу на い. После того как мы отбросили ます, мы получили кусок глагола, который кончается на слог ряда い (い、き、し и т. д.) Нужно просто перевести этот слог в соответствующий только из ряда う (う、く、す и т. д.)
よみます - よみ (основа на い) - よむ (основа на う)
かきます - かき (основа на い) - かく (основа на う)
とります - とり (основа на い) - とる (основа на う)
Словарная форма глагола для глаголов первого спряжения совпадает с основой на う. То есть если вы откроете словарь японского языка, и попытаетесь найти там глагол «читать», то в словаре вы увидите よむ.
2) Для глаголов второго спряжения
Вы уже знаете, что для глаголов второго спряжения, отбрасывая ます мы получим сразу и 1-ю (основа на あ) и 2-ю (основа на い) основы, они будут совпадать. На самом деле и 3-я основа точно такая же. Надо просто отбросить ます. Однако, чтобы получить после этого словарную форму глагола надо добавить る.
たべます - たべ (3-я основа) - たべる (словарная форма глагола кушать)
みます - み (3-я основа) - みる (словарная форма глагола смотреть)
3) Для глаголов третьего спряжения
В третьей группе глаголов всего два представителя — глаголы します и きます. Давайте без особых подробностей просто выпишем нужные основы и словарные формы.
します - す (3-я основа) - する (словарная форма глагола делать)
きます - く (3-я основа) - くる (словарная форма глагола приходить)
Обычно глагольные основы не запоминают сами по себе, их запоминают по простейшей грамматике, которую с их помощью можно получить. В случае 3-й основы, естественно связывать её со словарной формой глагола.
2. ことができます (могу что-то сделать)
Хорошая грамматика, которая пригодится вам очень часто. Чтобы сказать, что вы умеете, можете что-то делать, надо поставить необходимый глагол в словарную форму, и добавить ことができます. Я могу читать кандзи. Я умею играть в футбол. Я могу пробежать 10 километров. Стоит отметить, что с помощью данной фразы можно говорить и про третьих лиц: господин Миллер умеет читать кандзи.
私は漢字を読むことができます。
わたしはかんじをよむことができます。
Я могу (умею) читать кандзи.
ミラーさんは漢字を読むことができます。
ミラーさんはかんじをよむことができます。
Господин Миллер может (умеет) читать кандзи.
Если наше умение что-то делать можно выразить не с помощью глагола, а с помощью обычного существительного, то из фразы нужно убрать こと, то есть чтобы осталось просто ができます.
私は日本語ができます。
わたしはにほんごができます。
Я знаю японский (дословно — я могу в японский язык).
3. まえに (перед)
Чтобы сказать, что перед одним действием (назовём его ДЕЙСТВ1) вы делаете какое-то другое действие (ДЕЙСТВ2), нужно использовать грамматику まえに (перед). Как это сделать? Сначала говорим в словарной форме глагол, который выражает ДЕЙСТВ1, затем ставим まえに、а уже потом говорим в удобной для нас форме про ДЕЙСТВ2. Перед сном я чищу зубы. Перед едой я мою руки. Перед пробежкой я разминаюсь.
寝る前に、歯を磨きます。
ねるまえに、はをみがきます。
Перед сном (ДЕЙСТВ1) я чищу зубы (ДЕЙСТВ2).
食べる前に、手を洗います。
たべるまえに、てをあらいます。
Перед тем как кушать (ДЕЙСТВ1) я мою руки (ДЕЙСТВ2).
Эта грамматика может использовать вместо первого глагола, который выражает (ДЕЙСТВ1), и другую часть речи — существительное, или числительное, которое обозначает временной промежуток. В таком случае для существительного нужно говорить СУЩのまえに (будет иметь смысл — перед чем-то), для числительного нужно говорить ЧИСЛまえに (будет иметь смысл — столько-то времени назад).
試験の前に
しけんのまえに
перед экзаменом
ジョギングのまえに
перед пробежкой
1年前に
いちねんまえに
год назад
三十分前に
さんじゅっぷんまえに
30 минут назад
Продолжение предложения может быть каким угодно в удобной для вас форме.