Урок 21
12 кандзи, 15 слов на закрепление.
21-й урок по кандзи расскажет нам про знаки, которые часто используются в одном конкретном составном слове. То есть про знаки, которые обычно помнят по сильному опорному слову. Урок несложный, да и эти опорные слова, вы скорее всего уже слышали.
1. «Тренировать» 練. Кунное чтение отсутствует, онное чтение レン. Кандзи в основном используется в слове 練習 (れんしゅう, упражнение).
2. Следом идёт второй знак из слова 練習, а именно «изучать» 習. Он уже может встречаться и других словах, и даже имеет хороший кунный глагол 習う (ならう, изучать). Онное чтение シュウ. Ещё одно хорошее опорное слово: «обычай» 習慣 (しゅうかん).
3. «Стараться» 勉. Кунное чтение отсутствует, онное чтение ベン. Кандзи в основном используется в слове 勉強 (べんきょう, учёба).
4. Второй знак из слова 勉強, «сильный» 強. Кунное чтение, это же прилагательное «сильный», 強い (つよい). Онное чтение キョウ. Кандзи довольно частый, встречается во многих сочетаниях со смыслом «сила».
5. «Точить» 研. Кунное чтение отсутствует, онное чтение ケン. Кандзи в основном используется в слове 研究 (けんきゅう, исследование).
6. Второй знак из сочетания 研究, «овладевать до предела» 究. Кунное чтение, это же глагол «овладевать до предела», 究める (きわめる). Однако будьте внимательны, у きわめる есть ещё несколько вариантов записи другими кандзи, которые немного отличаются по смыслу. Данный きわめる (究める) обычно имеет отношение к каким-то наукам или искусствам. Доходить до крайней степени понимания предмета и т. д.
7. У следующего знака, «оставаться» 留, есть два кунных глагола 留まる (とまる, оставаться) и 留める (とめる, оставлять), однако они не то, чтобы часто используются, т. к. имеют ограниченный смысл: оставаться в памяти, в воспоминаниях и тому подобное. Есть более распространённые способы записи とまる. Кандзи же 留, обычно запоминают по единственному слову 留学 (りゅうがく, учеба за границей). Онное чтение リュウ.
8. Далее идёт кандзи «качество» 質. Кунное чтение отсутствует, онное чтение シツ. Кандзи встречается очень часто в совершенно различных сферах. Однако в данном уроке нас будет интересовать опорное слово 質問 (しつもん, вопрос), из-за второго знака, который уже обычно помнят исключительно по слову «вопрос».
9. Уже упомянутый выше кандзи «вопрос» 問. Кунное чтение пусть и присутствует, причём даже в двух вариантах 問う (とう, задавать вопрос), 問 (とい, вопрос), обычно кандзи используют только в слове 質問 (しつもん). Онное чтение モン.
10. «Заглавие, тема» 題. Кунное чтение отсутствует, онное чтение ダイ. Кандзи обычно помнят по нескольким хорошим опорным словам: «задание, вопрос» 問題 (もんだい), «тема (разговора и т. д.)» 話題 (わだい), «домашнее задание» 宿題 (しゅくだい).
11. Раз уж есть кандзи вопрос, надо бы узнать и как будет «ответ». А он будет 答. Кунное чтение, это же глагол «отвечать» 答える (こたえる), и существительное «ответ» 答え (こたえ). Онное чтение トウ, однако чаще используется кун.
12. Последний в этом уроке, кандзи «жилище» 宿. Мы уже встретили его в слове «домашнее задание» 宿題 (しゅくだい), это и есть то самое сильное слово, по которому данный кандзи помнят. Онное чтение シュク. Кунное чтение やど, означает «гостиница, присталище». Но оно встречается довольно редко.